В русскоязычной seo-среде распространен подход построения многих стратегий на основе конкурентов в ТОПе. Как давно вы анализировали выдачу, чтобы узнать оптимальное количество вхождений ключевого слова на странице, какого объема текст нужно заказать у копирайтера, или сколько ссылок оптимально приобрести? Или может вы использовали текстовые анализаторы, которые сами генерируют ТЗ копирайтерам и дают "правильные" рекомендации по оптимизации текстовых зон документа?

Конечно же, в эпоху Big Data грех не анализировать статистику, но можно ли на неё полагаться, если мы говорим о ТОП10 или даже ТОП50? Ниже приведены основные причины, почему анализ ТОПа не работает и как данные из выдачи использовать с умом.

Анализ ТОПа

3 причины провала seo-стратегий при построении их на основе анализа ТОПа

1. Мы не видим всю картину

Поисковые системы используют сотни факторов для ранжирования сайтов, и их значение по отношению друг к другу постоянно меняется. Всегда интересно посмотреть корреляцию одного из факторов с позицией в ТОПе, но корреляция, как вы знаете, не значит причинно-следственную связь. Если у всех сайтов в ТОП10 размер текста 3000 символов, то это совершенно ничего не значит. Размер вашего текста должен быть таким, который необходим для решения информационной потребности пользователя.

Что касается ссылок, для конкурентов мы их проверяем сторонними сервисами, но есть возможность скрывать ссылки от сервисов. Плюс, не все ссылки одинаково важны для поисковиков. А также, конкуренты могут отклонять ссылки в Disavow Tool для Google. Среднюю температуру по больнице знать интересно, но эти знания практически не применимы.

Вы можете подумать, что вручную картина видна не так масштабно, как с помощью текстовых анализаторов (ТА). Но ТА учитывают всего несколько факторов, а поисковые системы несколько сотен. Смысл в ТА мог бы присутствовать, если бы они могли формировать ТОП в поиске только на основе текстовых сигналов, но увы, это невозможно.

2. В ТОПе много сайтов, вносящих погрешность

Сейчас в ТОПе часто встречаются прайс-агрегаторы, доски объявлений, википедия, сервисы поисковых систем или бренды. Зачастую, в ТОПе они из-за популярности и авторитета, а не из-за количества ссылок или правильного распределения ключевых слов на странице. Эти сайты вносят большую погрешность в анализ единичных факторов.

Например, вы видите, как крупные сайты используют спойлеры для текстов в рубриках, плюс делают их неконтрастными и насыщенными ключевыми словами, что очень похоже на спам. При этом, сайты находятся в ТОПе, хотя во всех учебниках SEO учат другому. Какие ваши выводы? Можно ли использовать скрытые seo-тексты или все-таки нет?

Пример популярного сайта со спамными текстами

Явно, что в ТОПе подобные сайты не из-за используемых спамных текстов. Будет ошибкой считать, что вам нужно что-то подобное в рубрики.

Также, в поисковой выдаче могут оказаться сайты, которые туда попали временно из-за накрутки тех или иных факторов. Они также вносят погрешность в ваш анализ ТОПа.

3. ТОП постоянно меняется

В некоторых тематиках ТОП консервировался, но в основном он меняется. И это хорошо, так как если бы ТОП не менялся, то у нас не было бы вариантов в него попасть. Но постоянные изменения вносят погрешность в анализ, мы не можем строить стратегии на том, что постоянно меняется.

Если вы когда-нибудь использовали кластеризаторы, то наверняка заметили, что полученные кластеры зависят не только от настроек инструмента, но и от времени съема выдачи. Через месяц-два выдача будет совсем другой и результаты кластеризации по ТОПу также будут другими. Это убивает практическую применимость подобных инструментов.

Но не всё так плохо. Анализ ТОПа иногда может помочь, если мы используем здравый смысл.

Здравый смысл при анализе ТОПа

Задачи, где анализ ТОПа будет полезен

Определение конкурентности запроса/ниши.
Можно прикинуть, какие сайты встречаются в выдаче, с главной страницей или с внутренней, как давно они в этой нише и насколько авторитетны. Исходя из этого понять конкурентность ТОПа, оценить трудозатраты на присвоение статуса "лидер ниши".

Анализ совместимости ДВУХ запросов для продвижения на одной странице.
Иногда алгоритмы поисковых систем побеждают здравый смысл. И с этим пока нужно смириться. Если выдача по двум разным запросам, отражающим один и тот же интент, не пересекается, то с большой вероятностью продвинуть их на одной странице будет сложно. Поэтому, под "смартфоны" и "мобильные телефоны" лучше делать разные рубрики для Яндекса, под "лечение вальгусной деформации" и "избавиться от косточки на ноге" разные документы. И мы об этом не узнаем, если не посмотрим ТОП.

Различие выдачи по смартфонам и мобильным телефонам

Найти тематические слова и фразы.
ТОП помогает быстрей найти так называемые LSI фразы для использования в своих текстах. Можно их, конечно, придумывать самому, но лучше проанализировать тексты той же тематики.

Улучшить свою стратегию.
Можно посмотреть, как удовлетворяет пользовательский интент каждый из сайтов в ТОП10, с помощью каких элементов сайта или контента, и решить эту задачу ещё лучше. Если пользователь на вашем ресурсе полностью решает свою задачу, он это покажет поведением и поисковые системы, со временем, будут ваш сайт показывать чаще.

Если вы пока не можете определить, решает ли ваш текст/контент информационную потребность вашей аудитории или нет, значит этому надо учиться, либо привлекать специалистов, постоянно проводить тесты.

Существуют также и другие ситуации, когда подглядывать в ТОП всё же полезно. Но классические задачи анализа ТОПа, когда нам необходимо узнать средне-статистические показатели и на их основе построить/откорректировать свои стратегии, практически не применимы. Выше приведены три причины. Предлагаю их обсудить в комментариях.