12,306 просмотров

За последние несколько лет внимание к поведенческим факторам значительно увеличилось. Ссылками продвигаться стало сложнее, за некоторые ссылки теперь можно схлопотать фильтр, плюс выдача стала более конкурентной, поэтому нужно было найти еще незаспамленный фактор ранжирования. Поисковики нашли его намного раньше, чем оптимизаторы, но сейчас проблема заспамленности этого сигнала приближается к ссылочной проблеме, отсюда принятие активных мер со стороны поисковых систем относительно накрутчиков.

Яндекс много раз предупреждал владельцев сайтов не использовать обманные методы, некоторые сайты попадали под горячую руку новых алгоритмов, ну и перед Новым Годом Яндекс подарил вебмастерам резкое снижение позиций именно за накрутку поведенческих факторов. Причем, если даже вебмастера перестают их накручивать и каются в содеянном, то время снятие фильтра неизвестно и по некоторым источникам, может затянутся на год и более, аналогично фильтру “Пингвин” в Google, из-за которого пострадала значительная часть онлайн-бизнеса.

Полезные ссылки:
Давить конкурентов реально.
Опыт накрутки поведенческих.
Как я “крутил” поведенческие факторы.

Улучшать поведенческие факторы важно и нужно. Но здесь есть некая грань, как и в любых seo-техниках, которая может сигнализировать поисковым системам о ваших намерениях, хотите ли вы развивать Интернет и помогать пользователям лучше решать их задачи, либо не привнося ничего полезного в сеть, вы желаете стать выше тех, кто хочет и делает эту пользу? Конечно же, накручивать ПФ можно по-разному, вечная борьба автоматизаторов (не путать с оптимизаторами) с поисковыми системами родила разные технологии, каждая из которых пытается устранить недостатки предыдущей и зваться “белой” техникой.

Градиент поведенческих факторов

Где эта грань, через которую нельзя переступать, чтобы не попасть под фильтр в Яндексе за накрутку поведенческих? Думаю, что она размыта и даже служба поддержки поисковика не ответит вам на этот вопрос. Кроме того, эта грань может постепенно смещаться (чаще в черную сторону). Ниже представлены несколько вариантов, как поисковики могут находить накрутчиков, анализируя разные доступные им сигналы.

10 способов найти накрутчика ПФ

— Одни и те же IP-адреса кликеров
Как определить IP-адреса ботов или пользователей с ПО, с которых производятся клики? Для этого достаточно зайти в известные системы оптимизации поведенческих факторов, создать тестовый проект с маркерными запросами и отследить помеченные запросы у себя в поисковой выдаче. За несколько дней/недель можно пометить все IP адреса, замешанные в обмане и далее использовать их для анализа поведения и/или обучения своих алгоритмов. Также, по IP-шникам можно собрать весь пул запросов, по которому накручивают поведенческие.

— Витальные запросы со спаленных IP
Некоторые оптимизаторы пытаются улучшить брендовую составляющую поиска, поэтому добавляют в системы накрутки витальные (или навигационные) запросы. Витальные запросы со спаленных IP-адресов напрямую могут говорить поисковым системам, кто занимается мошенничеством.

— Использование сервисов Яндекса с помеченных IP
Некоторые системы накрутки позволяют прикрутить Яндекс.Метрику, производя вход в нее через свои IP-адреса, которые поисковики наверняка давно пометили. Здесь уменьшается вероятность забанить конкурента через накрутку поведенческих, так как доступ к своим сервисам имеет лишь владелец сайта.

— Использование Яндекс.Бара или Яндекс.Браузера у кликеров
Еще один способ спалить (пометить) кликера – отследить активное использование им популярных сервисов накрутки ПФ через свой браузер или Яндекс.Бар.

— Отслеживание реферера
Некоторые системы перенаправляют пользователя на результаты поиска по продвигаемым запросам, пытаясь его вернуть на сайт накрутчика. В данном случае, при перенаправлении, сохраняется реферер (откуда пришел пользователь) и по нему также можно решить, стоит ли учитывать поведение этого посетителя в алгоритмах или нет.

— Отсутствие достижения целей
В какой-то период времени целевой трафик на сайте может повыситься (при накрутке ПФ), но при этом достижение до целей останется прежним. Цели могут быть настроены в Яндекс.Метрике. Это хороший источник сигнала, что с трафиком сайта что-то не так.

— Прирост посещаемости без изменений на сайте
Если поисковики не фиксируют никаких изменений на сайте, то органический трафик у него может повыситься лишь в случае, если поменялся алгоритм (об этом поисковики знают), либо кто-то из конкурентов выше в ТОПе вылетел вниз. Если ни того ни другого не произошло, но органический трафик сайта вырос по несезонным запросам, сайт можно заподозрить в накрутке поведенческих и провести дальнейший анализ, прежде чем забанить.

— Шаблонные действия посетителей
Существуют разные методики определения дубликатов в кликстриме. Они использовались ранее для защиты от кликфрода в контекстной рекламе. Те же методы могут использоваться и для органической выдачи.

— Слабое распределение браузеров/устройств
Если отделить реальных пользователей от ботов или тех, кому предложили установить ПО, то это явно две совершенно разные картины. Резкий перекос подобного распределения в статистике сайта может тоже являться сигналом накрутки.

— Средняя длина сессии совместно с другими шаблонными факторами
Здесь можно обучать систему на маленькой помеченной выборке, выявляя шаблоны в поведении. Главное не ошибиться в том, кто заказал это поведение :) Иногда под горячую руку могут попасть совсем безобидные сайты.

Как видно, если поставить задачу, то выявить накрутчиков не так сложно. За 3 года Яндекс далеко продвинулся и лучше искать другие методы улучшения этого сигнала. Например, развивать сайт для пользователя, как завещал Платон Щукин уже много лет назад.

А как у вас обстоят дела с поведенческими? :)

Читайте также:
Палится ли Мовебо?
Обновленная табличка с санкциями Яндекса.
Кликфрод: диагностика проблемы и методы ее устранения.

  • 0 Нет
  • 12 Да
  • Мне понравилось!

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на RSS или E-mail рассылку. Для получения обновлений по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму (Доставка от FeedBurner):