Кластеризация или группировка ключевых слов является актуальной проблемой в SEO, особенно когда приходится работать с большими ядрами. За последние несколько лет появилось множество инструментов и онлайн-сервисов, а основной методикой группировки стал подход анализа схожести поисковой выдачи по заданным запросам, так называемая “кластеризация по топу”.

Какой же инструмент лучший из всех, представленных на рынке? И по каким критериям оценивать, — алгоритмическим, функциональным или другим? В этой статье мы не будем делать анализ всех инструментов, просто сошлемся на уже готовый обзор от Алаича, составленный еще в начале 2015 года. Более полный и актуальный обзор кластеризаторов вы можете найти в курсе о семантическом проектировании сайта. А в этой статье мы остановимся на наиболее удобном, на мой взгляд, решении — программе KeyAssort.

KeyAssort — это десктопная программа, созданная специально для кластеризации семантического ядра. Аналогов не встречал. Минус программы только в том, что она работает под Windows, но виртуальная машина здесь спасает.

Возможности KeyAssort

Сразу стоит упомянуть, что программа условно-бесплатная. В демо-версии нет ограничений на кластеризацию или объем ядра, разве что вы не сможете экспортировать полученные данные или предлагать разработчикам добавлять новый функционал. Сама лицензия не дорогая и стоит всего 2000 руб. Также программа сканирует позиции через Яндекс.XML, поэтому вам потребуется достаточное количество лимитов. При их отсутствии задача легко решается с помощью существующих бирж.

После того, как вы настроите сбор данных через XML, необходимо перейти к настройке кластеризатора.

Настройки KeyAssort для кластеризации запросов

Настройки кластеризации в KeyAssort очень гибкие:

  • Можно указать вид и силу группировки (помимо хард и софт имеется миддл-кластеризация, где максимально уравновешенны полнота и точность качества результатов).
  • Выбрать нужный ТОП (в некоторых случаях для хорошей кластеризации нужен не ТОП10, а ТОП20, а иногда ТОП5).
  • Не учитывать в выдаче некоторые результаты, чтобы улучшить качество группировки.
  • Использовать маркерные запросы, если заранее известно, что они должны попадать в разные группы.
  • Миграция запросов — крутая фишка, которая на лету переформатирует кластеры, если какие-то запросы имеют более сильные связи с другими группами.

Скорость сбора данных через Яндекс.XML будет в основном зависеть от скорости интернета и объемов ядра, здесь придется подождать. А вот сама кластеризация происходит быстро. Ядро в 3000 запросов кластеризуется не более чем за 30 секунд. Причем, перекластеризация с другими настройками не влечет за собой пересбор данных. То есть, можно один раз собрать ТОП и потом настраивать кластеризатор “под себя”, анализируя полученные результаты.

Внешний вид кластеризованного ядра в программе

Для каждой полученной группы, а также для всего семантического ядра можно смотреть лидеров ТОПа. Сразу видно, с кем придется конкурировать и кого анализировать в первую очередь.

Лидеры ТОПа по всей семантике - легкий поиск конкурентов

И так как кластеризация требует ручной доработки, здесь имеется функционал создания собственных групп — отдельная колонка в программе, куда можно отбирать нужные группы или ключи.

Внешний вид программы с правой панелью для ручного создания структуры

Программа способна обрабатывать ядра в сотни тысяч запросов, гибко настраивается, практически бесплатная. Так, для сравнения: кластеризация ядра в 50к запросов в сервисе типа Rush Analytics вам обойдется в 17 500 руб (300$), и не дай бог вы ошибетесь или что-то не учтете в настройках кластеризатора.

Такой вот небольшой отзыв о KeyAssort. Пользуйтесь! Любые комментарии приветствуются.