Интернет подобен неравновесной системе, сложной и многофакторной, которая постоянно развивается и изменяется. Также Интернет подобен рынку, где присутствует спрос и предложение, изменяющиеся во времени. То, что было популярно вчера, становится менее популярным сегодня и наоборот, какие-то сервисы или продукты с каждым днем становятся все более и более востребованы. Анализируя тенденции этого рынка в различных областях либо только в своей тематике, можно проводить различные прогнозы, помогающие в планировании дальнейших действий компании (или Интернет-сайта), которые могут укрепить её позиции на рынке. В данной статье выполнена попытка раскрыть суть трендового анализа, показать его полезность в области поиска и привести несколько примеров использования.

Определение

Тренд (англ. Trend – тенденция) — выраженная направленность тенденции изменений показателей временного ряда. Другими словами это изменение каких-либо показателей (например, данные продаж) во времени, которые могут быть описаны различными уравнениями – линейными, логарифмическими, степенными и т.д. Фактический тип графика устанавливают по виду графического изображения данных ряда. Тренды существуют, практически, во всех областях – в экономике (направление развития рынка), моде (актуальное направление на ближайший период), в поиске (тенденции тех или иных запросов) и др.

Трендовый анализ основан на расчете относительных показателей отчетности за определенный промежуток времени от базисного уровня. Проведение анализа требует учет различных факторов, например, эффективность используемых методов планирования, достоверность отчетности, использование разных методов учета, уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов. Анализ основан на допущении, что случившееся в прошлом дает хорошее приближение в оценке будущего. Он является методом определения образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее.

Трендовый метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, которая имеет сезонные колебания.

Поисковые тренды

Рассматривая Интернет с точки зрения рынка, где сайты представляют предложение товаров и услуг, а запросы в поисковых системах являются спросом на эти товары и сервисы, можно говорить о трендах в поиске, представляющих из себя тенденции изменения тех или иных запросов.

Анализ поисковых трендов дает следующие возможности:

  • посмотреть мировой интерес к вашей теме;
  • прогнозировать, какие запросы из вашей тематики будут наиболее актуальны в ближайшем будущем и, соответственно, наполнять сайт требуемым контентом;
  • проверять эффективность проведенных мер по рекламе того или иного бренда, продукта или сервиса;
  • анализировать эффективность вирусного маркетинга;
  • при создании новых сайтов выбирать прибыльную и актуальную тематику, ещё не очень конкурентную на рынке;
  • анализировать траффик на сайте не только по позициям в поисковых системах, но и по изменениям трендов, принимать соответствующие решения;
  • а также ряд других возможностей.

Сервисы, представляющие информацию о трендах

Начнем с рунета, в котором поисковые системы стараются не предоставлять подобную информацию, аргументируя это примерно следующим:

Такая статистика, безусловно ведется, но публично мы ее не показываем. Уж больно ценная это информация с одной стороны. С другой стороны – ценная информация и для спаммеров.
Также, такая статистика, вообще говоря, не очень интересна, ибо самые запрашиваемые слова достаточно стабильны и их список редко меняется.

На Яндексе есть более интересная, с точки зрения динамики запросов, статистика – НИНИ-индекс, где анализируется какие слова больше всего выросли в запросах пользователей, а какие упали.

Яндекс предоставляет пользователям статистику НИНИ-индекс, актуальность которой остановлена, к сожалению, на 2004 году. Также у Яндекса можно найти список наиболее популярных запросов, которые, к сожалению, берутся из статистики запросов по блогам.

Самое полезное в Яндексе оказалось статистика запросов по месяцам, где можно посмотреть тенденцию изменения того или иного запроса в промежуток за последний год.

Использование статистики Яндекс по месяцам в качестве трендов

Комментировать нет смысла, Яндексу однозначно необходимо вводить сервис, предоставляющий списки наиболее популярных запросов за выбранные промежутки времени, так как трендовый анализ в поиске в последнее время становится все более и более актуальным.

Поисковая система Yahoo! на главной странице приводит список наиболее запрашиваемых ключевых фраз за последние сутки.

Топ запросов за последние сутки в Yahoo!

Также имеется возможность каждый год смотреть отчеты по поиску в Yahoo! Buzz – социальная сеть Yahoo! наподобие Digg.com, содержащая популярные новости. Следует отметить, что яху также не дает объективной информации по трендам.

И наконец, самый лучший сервис на данный момент, по анализу трендов — Google Trends. Он позволяет производить множество операций анализа, включая сравнение трендов поиска для нескольких запросов, анализ географических регионов запроса, просмотра наиболее горячих трендов на данный момент, смотреть релевантные актуальные запросы, экспортировать результаты в CSV формате (например, для запроса seo), подписаться на RSS фид для горячих трендов и так далее.

Например, для запросов “SEO” и “SEM” имеем следующие графики:

Google Trends - сравнение кривых для запросов SEO и SEM

Также вы можете посмотреть статистику по регионам, городам и языкам для выбранных запросов:

Регионы и языки для выбранных запросов в Google Trends

Более подробно о Google Trends вы можете почитать в их справке, где присутствуют ответы на часто задаваемые вопросы, а также разъясняется, как работает эта система.

Выводы

Трендовый анализ является существенным моментом для исследования рынка, прогнозирования спроса и принятия мер для повышения эффективности вашей деятельности, будь то рекламная деятельность, создание нового сайта или раскрутка уже существующего. Несмотря на скудность российских поисковых систем в плане предоставления статистики популярных поисковых запросов и трендов, все-таки имеется возможность использовать ряд специализированных сервисов.

P.S. Скоро Новый Год! Догадайтесь, какие тренды будут становиться более актуальными!?