23,663 просмотра

При общении с людьми из разных сфер мне часто задают вопрос – с чего начать изучение SEO? Обычно я рекомендую определенные книги, презентации и блоги, но в этой статье рассмотрим подробней, с чего начинать и на что обращать внимание. Будьте готовы, изучить SEO не удастся за 1-2 недели, разве что поверхностно ознакомиться. Если же вы хотите подробней разбираться в деталях и ориентироваться в трендах, потребуется потратить месяц-два на обучение, а то и больше, в зависимости от ваших целей.

Первое – вы должны для себя понимать, что именно вам надо узнать из этой области и для чего? Так, например, бизнесменам достаточно знать базу и участвовать в сообществах, менеджерам помимо базы достаточно будет общения с оптимизаторами, а будущим аналитикам потребуется углубиться в том числе в чтение патентов или собственные эксперименты.

Другми словами, для разной сферы деятельности рекомендуются разные подходы к обучению, чтобы не брать лишнего.

С чего начать изучение поисковой оптимизации

Бизнесмены
— База
— Участие в конференциях
— Чтение форумов и блогов
— Общение с другими бизнесменами
Менеджеры
— База
— Участие в конференциях
— Общение с оптимизаторами
Манимейкеры
— База
— Чтение форумов и блогов
— Участие в сообществах
Аналитики и оптимизаторы
— База
— Информационный поиск
— Патенты
— Разработка инструментов
— Собственные исследования

Как вы заметили, вне зависимости от сферы деятельности, у каждого, изучающего поисковую оптимизацию, должна присутствовать определенная база знаний. Ниже я перечислю несколько пунктов, которые на мой взгляд необходимо знать всем, кто связан с SEO, а вы из них уже выберите те, которые считаете должны в обязательном порядке войти в вашу базу.

20+ тем, с которых стоит начать изучение SEO

Где-то я буду приводить ссылки, какую-то информацию вам придется искать самостоятельно, список представлен лишь для того, чтобы понимать направление движения.

Что такое поисковая система, её задачи

При изучении SEO мы должны понимать саму среду, в которой планируем работать. Поэтому, изучите подробней, что такое поисковая система, какие её задачи, в чем отличие разных поисковых систем, какие правила участия и так далее. Чем больше информации вы найдете на эту тему, тем больше вопросов у вас возникнет и будет понимание, где есть пробелы.

Составляющие страницы поисковой выдачи

Что находится на странице результатов поиска помимо самих результатов? Тут есть много нюансов, так как поисковая выдача состоит не только из рекламы и органических результатов поиска. Поизучайте эту страницу по разным запросам и постарайтесь понять, почему она выглядит именно так, что влияет на появление того или иного элемента на странице поиска?

Используйте также справки от самих поисковых систем:
https://support.google.com/websearch/answer/35891?hl=ru
http://company.yandex.ru/technologies/search_results/

Вертикальный поиск

Что такое вертикальный поиск и какие его элементы используют поисковые системы?

Дополнительные поисковые сервисы

Яндекс и Google это не только результаты поиска, они также предоставляют множество дополнительных сервисов, помогающих в том числе поисковой оптимизации. К примеру, Яндекс.Справочник, Карты или Каталоги, Яндекс.Маркет или Google Alerts… Знание этих и других сервисов будет полезно для оптимизатора.

Персонализация

Одинаково ли видят результаты поиска разные люди? От чего это зависит? При изучении SEO обязательно надо разобраться в вопросе персонализации поисковой выдачи.

География и язык

Как география и язык пользователя влияют на результаты поиска? Как настроить свой сайт таким образом, чтобы он показывался людям из нужного региона? А можно ли показывать сайт пользователям из разных регионов?

Формат взаимодействия с пользователем

Раньше поисковые системы представляли из себя древовидные каталоги, позже стали давать ответ на вопрос и выглядеть списком, сейчас позволяют совершать транзакцию непосредственно в поисковой выдаче (например, уточнить рейс вылета, еще не заходя на сайт). По некоторым запросам, где необходим сиюминутный ответ (например про погоду, расписание поездов или телефон такси), пользователи вообще могут не переходить на сайты. Формат постоянно меняется и зависит от типа запроса, вам необходимо с этим разобраться подробней, узнать о Яндекс.Островах и Google Knowledge Graph, узнать о микроразметке данных.

Тренды поиска

О трендах можно узнать из разных источников, желательно следить за новостями поисковых систем или специализированных порталов, посещать тематические мероприятия.

В этой презентации указаны тренды SEO 2014 года:
http://www.slideshare.net/sevasjack/forwardseo

Информационный поиск (матчасть)

Техническая сторона SEO. Чтобы работать аналитиком или быть серьезным оптимизатором, без знания теории информационного поиска никуда. Также матчасть будет полезна для любого вебмастера. Как происходит поиск документов по текстовому запросу, какие существуют подходы, что такое текстовая и ссылочная релевантности и др. Очень широкая область знаний, изучение которой проходит несколько месяцев в некоторых российских ВУЗах.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационный_поиск
http://devaka.ru/category/mathematics/

Антиспам

Помимо формирования результатов поиска одна из задач поисковиков – фильтрация этих результатов с целью удаления спама. В связи с этим существует целый ряд антиспам-решений на основе текста, ссылок или поведения пользователей. Материалов по этой теме предостаточно, но многие на английском языке (без английского изучение SEO будет проблематичным).

Начать изучение документов по борьбе с веб-спамом можно с этих статей:
http://devaka.ru/articles/webspam
http://devaka.ru/articles/webspam-evolution

Оценка качества поиска

Как поисковые системы оценивают качество поиска – тестирование, анализ поведения пользователей на странице результатов поиска, привлечение асессоров – эти пункты также нельзя упускать при изучении SEO.

Поисковые боты и их задачи

Какие бывают поисковые боты, как они взаимодействуют с сайтом, как оптимизировать это взаимодействие? Для знания SEO необходимо детально изучить поисковых ботов и принцип работы поисковой системы.

Будет полезным познакомиться с этой презентацией:
http://www.slideshare.net/sevasjack/ss-15301020

Эволюция факторов ранжирования

С каждым годом какие-то из факторов ранжирования теряют актуальность, а другие наоборот – приобретают её. Конечно же, поисковые системы не разглашают информацию о факторах ранжирования, тем не менее, на основе экспериментов и наблюдений оптимизаторы публикуют разные материалы, с которыми будет полезно ознакомиться.

Вот некоторые полезные статьи на эту тему:
http://devaka.ru/articles/seo-signals-evolution
http://devaka.ru/articles/200-google-factors

Асессоры и машинное обучение

Кто такие асессоры и как они помогают обучать поисковые алгоритмы? В сети есть ряд инструкций для асессоров, в которых указывается, как оценивать сайты, что такое качественный сайт и много другой полезной информации. Найдите эти инструкции и ознакомьтесь с ними.

https://company.yandex.ru/technologies/learning/
https://company.yandex.ru/technologies/matrixnet/
http://devaka.ru/articles/search-quality-guidelines-v5
http://www.uic.unn.ru/~zny/ml/

Оптимизация vs накрутка

Что такое оптимизация и чем отличается от накрутки? Здесь для начала необходимо ознакомиться с информацией об оптимизации от самих поисковых систем:

http://help.yandex.ru/webmaster/yandex-indexing/webmaster-advice.xml
http://static.googleusercontent.com/…search-engine-optimization-starter-guide-ru.pdf

Качество сайта и ссылочных связей

Тоже большая тема. Какие сайты по мнению поисковиков являются качественными. То же относительно ссылок.

http://help.yandex.ru/webmaster/yandex-indexing/quality-site.xml
https://support.google.com/webmasters/answer/35769?hl=ru
http://devaka.ru/articles/natural-links
http://devaka.ru/articles/evil-links

Инструменты и сервисы

Для успешного изучения SEO необходимо будет узнать подробней о разных инструментах, начиная с тех, которые представляют поисковые системы (панель вебмастера, системы аналитики), заканчивая вспомогательными инструментами в зависимости от решаемых задач. Полезный список SEO-инструментов приведен на этой странице.

Оптимизация под социальные медиа

Какова роль социальных медиа в SEO, как получать дополнительный трафик из социальных сетей или интегрировать сайт с социальными сетями для улучшения в том числе SEO эффекта – отдельная область, требующая дополнительного изучения новичками.

Входящий маркетинг

Узнайте об элементах входящего маркетинга и обдумайте, как вы их можете применить для своего сайта, чтобы получить больше трафика и естественных ссылок.

Узкие направления, фишки

После изучения азов можно уже углубляться в какие-то направления и “выкупать фишки”. Здесь не обойтись без участия в различных сообществах и чтения форумов.

Книги, видео-курсы, патенты

Из книг я могу порекомендовать лишь “The Art of SEO” (на русском – “SEO — искусство раскрутки сайтов”) и “Введение в информационный поиск”. Видео-курсов очень много и на разные темы, нужно искать на YouTube или следить за образовательными проектами, типа WebPromoExperts или Netology. Также полезно участвовать в вебинарах, которые устраивают разные компании – для этого нужно постоянно следить за новостями или искать записи в архивах.

Обязательно подпишитесь на блог Била Славски, который находит и публикует информацию об актуальных патентах поисковых систем.

Семинары и конференции

Участие в образовательных семинарах и конференциях также помогает в изучении SEO. Существуют также курсы выходного дня, где за один день можно перенять опыт экспертов (но нужно быть к этому готовым) :) На конференциях всегда можно узнать что-то новое, увидеть кейсы решения конкретных задач или познакомиться с нужными людьми.

Экспериментирование

Ну и наконец – экспериментируйте. Можно отбросить все предыдущие пункты, если у вас в арсенале есть подходящие инструменты и возможность экспериментировать. Правда на это, зачастую, нужно больше времени, чем получение опыта через другие источники.

Этого будет достаточно, чтобы начать, а дальше вы уже будете знать, как продолжать :)
Если вы уже эксперт в своей области, поделитесь с другими читателями, как вы учились SEO? С чего начинали и что можете порекомендовать новичкам?

  • 0 Нет
  • 63 Да
  • Мне понравилось!

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на RSS или E-mail рассылку. Для получения обновлений по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму (Доставка от FeedBurner):