6,312 просмотров

Две недели назад (22 марта) в Киеве прошла встреча Клуба Интернет-Маркетологов, на которой один из обсуждаемых вопросов был посвящён актуальным факторам ранжирования сайтов в Google. Хотелось бы раскрыть подробней эту тему в данной статье.

Эволюция факторов ранжирования

Первая поисковая система Wandex была разработана в 1993 году. На то время в сети было немного сайтов, поэтому алгоритм поиска был весьма прост, в результате выдавались все документы, содержащие искомую фразу. После были разработаны ещё несколько поисковых систем, WebCrawler и Lycos, алгоритмы которых были немного совершенней и учитывали, в основном, текстовые факторы документов. В конце 90-ых было достаточно, чтобы текст страницы содержал ключевые слова.

После появления Google в 98-ом в алгоритмах появился ссылочный фактор, используемый в различных моделях информационного поиска. Теперь текстовой релевантности стало недостаточно, необходимо было получить также ссылочную релевантность и PageRank, что повлекло за собой, впоследствии, волну ссылочного спама в разных его проявлениях, который мы можем наблюдать и по сей день.

Схематично, эволюцию поисковых факторов ранжирования можно отобразить следующим образом:

Схема эволюции поисковых факторов ранжирования

С каждым годом поисковики вводили десятки новых факторов ранжирования, анализируя информационные составляющие web-ресурса: данные домена, контента, ссылок, адресов страниц и кода. Эти факторы должны были улучшить качество поиска, повышая релевантность поисковых результатов запросу пользователя. В начале-середине 2000-ых манипулировать поисковыми алгоритмами было сложней, чем в конце 90-ых, но такая возможность по прежнему была, многие факторы можно было накручивать, имитируя релевантность, что влекло за собой создание более совершенных антиспам-алгоритмов.

Со временем разработчики поисковых систем поняли, что релевантности недостаточно, документ в результатах поиска должен быть качественным. В этот период в seo-среде часто можно было услышать фразы о качестве контента, сайта и ссылок:

Не занимайтесь SEO, делайте свой сайт качественнее!

Сейчас тоже часто говорят о качестве, но вкладывают в него уже более широкий смысл.

Примерно в 2006-2007 гг поисковики начали активно использовать ещё одну группу сигналов, свидетельствующих о трасте сайта и его авторитетности. В течение нескольких лет многие оптимизаторы и вебмастера не верили в существование ТрастРанка (весьма сложная модель), пока в начале 2009 на эту тему не появилось множество публикаций, в том числе от представителей поисковых систем. Несколько раз в год в поиске появлялись разные улучшения и выдача становилась более качественной.

К этому времени сеть Интернет сильно разрослась — десятки миллионов сайтов и миллиарды страниц, разные медиа, развитие пользователей в плане поиска — всё это заставляло поисковые алгоритмы совершенствоваться, разрабатывать новые сервисы поиска, самообучающиеся системы, тщательней бороться со спамом. В это время в сети можно было услышать термин пертинентность. Качества и релевантности результатов поиска стало недостаточно, необходимо было удовлетворить информационную потребность пользователя, которую не так просто определить. Например, по запросу бабки мы увидим разные группы контента (своего рода спектр, чтобы удовлетворить разные информационные потребности): видео, изображения, определение в Википедии, официальные сайты с похожим названием и все остальные:

Выдача Google по запросу Бабки

По неоднозначным и однословным запросам в топ попасть стало гораздо сложнее и это ещё не всё! :)

Следующими появились поведенческие факторы, учитывающие поведение пользователей в результатах поиска и на самом сайте. Эти факторы до сих пор активно обсуждаются на каждой seo-конференции Рунета вместе с социальными (напомним, социальные сети были одним из главных трендов сети в 2010-2011 гг).

Теперь, когда все факторы собрались воедино, поисковые системы меняют смысл, вложенный в миссию своего сервиса — давать ответы на вопросы пользователей. Ответ теперь должен быть не только релевантным, качественным и авторитетным, он должен нести ценность пользователю!

Между понятиями качество и ценность есть различия, их хорошо и тонко отразил @Emyle22 в твит-сообщении:

Качественные водонагреватели для жителей центральной Африки.

А что дальше?

Ценность будет главным трендом 2012-го, уже сейчас Google на неё активно обращает внимание. Яндекс тоже не стоит на месте и измеряет ценность коммерческих ресурсов по ряду дополнительных факторов, таких как юзабилити, ассортимент и цены, отзывы и наличие других данных, говорящих о качестве транзакции.

Наблюдая за эволюцией факторов ранжирования сайтов в поисковых системах, ориентируясь на тренды, делайте выводы и незамедлительно принимайте нужные меры. Многие вебмастера имитируют релевантность, другие имитируют качество и уникальность, но это уже не будет работать как раньше, если ваш сайт не несёт ценности пользователю. Теперь слова А. Садовского “делайте сайты для людей” становятся понятны и обретают нужный смысл.

  • 0 Нет
  • 38 Да
  • Мне понравилось!

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на RSS или E-mail рассылку. Для получения обновлений по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму (Доставка от FeedBurner):