5,619 просмотров

Более менее объемные сайты часто содержат в себе несколько разделов. Какие-то из разделов могут нести главную функцию, предоставляя основной контент (например, для этого блога раздел /articles/ является главным, а для обычного интернет-магазина главным будет /product/ или /category/). Другие разделы несут вспомогательные функции, например, раздел помощи /help/, или раздел, где товары группируются по брендам /brands/. А о некоторых из разделов сайта владелец даже может не подозревать (различные /scripts/, /js/ и др, которые в индекс поисковой системы попадают по ошибке разработчиков).

Основные разделы часто содержат уникальный контент и привлекают на себя максимум поискового трафика. Вспомогательные разделы могут быть не нацелены на привлечение трафика, а сделаны больше для удобства использования сайта, однако, могут создаваться и с целью получать все же дополнительный целевой трафик. К примеру, можно специально создавать раздел /brands/, /faq/ или /blog/, чтобы привлекать из Google и Яндекса больше посетителей на сайт. А те разделы, которые не контролируются владельцем или программистами, являются слабыми, часто мусорными и не привлекают на себя какой-либо существенный трафик.

Для небольших сайтов структура, обычно, очень проста, поэтому, анализировать сильные и слабые разделы в структуре смысла нет. Однако, как только сайт начинает разрастаться, появляется множество рубрик, тегов, секций и так далее, за всей структурой уследить сложно, и часто возникает вопрос – какие разделы являются наиболее сильными (среди вспомогательных), над каким стоило бы поработать, чтобы привлечь больше трафика, от каких разделов стоило бы избавиться, так как они не приносят существенной пользы и т.п. Также интересно сравнить свои ресурсы с ресурсами конкурентов, чтобы понять, чему уделяют внимание они, в отличие от нас. Это даст несколько новых пунктов в туду-лист работы над сайтом на ближайшие пару месяцев.

Но как выделить среди всего списка разделов сильные в плане потенциала и слабые/малоинформативные? Здесь к нам на помощь приходит Google (несмотря на то, что сайт вы можете продвигать только в Яндексе). Давайте сразу рассмотрим процесс на примере, взяв для анализа пару типичных интернет-магазинов одной тематики — Intimo.com.ua и Onlady.com.ua.

Поиск всех разделов сайта

Для поиска всех разделов сайта нам понадобится оператор “site:” (поиск по сайту), оператор “-” (вычитание), и оператор “inurl:” (вхождение текста в адрес страницы).

Сначала смотрим все документы сайта site:intimo.com.ua. Замечаем в выдаче сразу такие разделы, как /goods/, /brands/ и /catalog/. Теперь видоизменяем запрос, удаляя из поиска найденные разделы.

site:intimo.com.ua -inurl:(goods|brands|catalog)

Теперь нам встретились другие разделы – /region/, /guestbook/, /index/, /news/ и др. Продолжаем процесс до тех пор, пока не найдем все разделы сайта и составляем табличку.

Для сайта Intimo было найдено 33 раздела.

Таблица разделов для сайта Intimo

Почему мы используем именно Google, а не Яндекс для поиска разделов? У гугла есть особенность, что даже если разделы закрыты в robots.txt, но на них стоят ссылки, то гугл знает об этих разделах и показывает всем пользователям. В Яндексе же мы что-то можем не найти, хотя, полезно его также подключать при анализе.

Закрытые разделы в robots.txt

После того, как мы получили список, желательно пройтись по страницам найденных разделов, чтобы убедиться, что они существуют. Так как владелец сайта мог изменить что-то в структуре, но Google об этом пока не знает полностью. Например, в случае с Intimo, /cart/ и /order/ это один и тот же раздел “Корзина” (со второго идет неверный редирект на первый).

Сбор статистики

Для каждого раздела нам необходимо узнать, сколько страниц он содержит всего, и сколько из них Google считает полезными/информативными (добавляет в основной индекс).

Смотрим сначала site:intimo.com.ua/brands/ — 4330 документов в поиске.
Теперь смотрим site:intimo.com.ua/brands/& — 266 документов в основном индексе.

Оператор поиска полезных документов в разделе

Так собираем информацию по каждому разделу и всё заносим в табличку. Также добавляем здесь дополнительные колонки:

“% Полезного” — сколько процентов документов из всех документов раздела гугл показал в основном индексе, показывает информативность/уникальность раздела,
“% от общего” — процент от общего числа документов сайта в основном индексе, показывает объем раздела.
“Потенциал” — произведение двух предыдущих колонок (умноженное на 1000 для просмотра в логарифмическом масштабе).

Метрика “Потенциал” покажет самые сильные разделы, так как именно они будут содержать максимум полезного контента, который может привлекать трафик. Также здесь мы увидим и слабые, но их легко найти в том числе по предыдущим показателям.

Итоговая таблица с данными по разделам магазина Intimo

В вышеприведенной таблице колонки отсортированы по убыванию параметра “% Полезного”.

Поиск слабых и сильных разделов

В таблице мы видим, что некоторые разделы, такие как /auth/ или /reset/ на 100% полезны, так как все их документы находятся в основном индексе. Однако, они содержат в себе лишь по одному документу, которые навряд ли нам интересны в плане SEO и развития этих разделов. Также здесь видны разделы с нулевым количеством страниц в основном индексе, в основном это технические, такие как /style/, /map/ или /thanks/. Если мы анализируем свой сайт, то стоит пересмотреть данные разделы, и от каких-то избавиться физически, какие-то удалить просто из индекса. Ну и понятно, что все нулевики являются слабыми разделами и развивать их, скорей всего, нет смысла, в основном нужно чистить.

Например, страница http://www.intimo.com.ua/fitting/fitview/12161/ бесполезна в плане привлечения на неё трафика извне, она интересна лишь пользователю, который “отложил товар” в примерочную, поэтому, логично будет закрывать её от индекса в мета-тегах.

Функционал откладывания в примерочную, сделанный через ссылку

Чтобы быстро выделить сильные и слабые разделы, полезно построить график. Ниже приведен подобный график без учета нулевиков.

Распределение информативных разделов сайта

Желтым обозначено процент документов раздела в основном индексе, а зеленым – процент от общего числа полезных документов.

Здесь мы, например, можем видеть, что раздел /blog/ более информативен (в процентном соотношении), чем те же товары на сайте, однако, имеет очень мало контента в основном индексе. Возможно, имеет смысл его развивать. Однако, приведенные выше графики сложно анализировать, поэтому и был введен параметр “Потенциал”. Давайте посмотрим, какой потенциал имеют разделы Intimo.

Потенциал разделов для магазина женских товаров Intimo

Здесь уже более четко видно, что мы имеем. Скорей всего, основной трафик сайт собирает на раздел /goods/, немного на /brands/. Блог, вероятно, не собирает какого-либо существенного трафика, а больше выполняет роль внутреннего кластера для перелинковки коммерческих разделов, хотя мог бы привлекать и целевую аудиторию.

Первый абзац одной из статьи блога

Очень информативным является раздел помощи /help/. Здесь стоит подумать, возможно ли его как-то развивать дальше, добавляя новый материал (проводя уже другого рода анализ).

Раздел новостей http://www.intimo.com.ua/news/ пока что не несет ценности и, судя по тому, что последние новости там 2012 года, скорей всего владелец сайта давно это понял, но раздел по каким-то причинам решил оставить.

Гостевая книга http://www.intimo.com.ua/guestbook/ содержит 300+ страниц сгенерированного пользователями уникального контента. Стоило бы найти ему применение.

И дальше необходимо смотреть каждый раздел, перестраивая стратегию развития структуры сайта для получения большего профита. Приведенные выше графики могут дать много пищи для размышлений.

Проведем также небольшой анализ для сайта Onlady, уже не вдаваясь в подробности расчетов. Табличка для него выглядит следующим образом.

Итоговая табличка по разделам сайта Onlady

А график потенциально сильных разделов выглядит так:

Потенциал разделов сайта Onlady.com.ua

Обратите внимание, что несмотря на то, что раздел /fresh/ содержит в 4 раза меньше контента, чем раздел /info/, он является более информативным и его стоит продолжать развивать дальше.

Интересный раздел /looks/, содержит в себе прилично контента, но весь он практически дублируется. Если сюда добавить текстов и прописать заголовки, то можно получить еще один сильный раздел. К примеру http://onlady.com.ua/looks/hot/ имеет заголовок “Летняя эйфория”, навряд ли так кто-то будет искать сайт с женским бельем.

Если сравнивать потенциалы наиболее сильных разделов в Intimo и Onlady, то /goods/ в Intimo имеет показатель всего 43, в то время как /catalog/ в Onlady – 133, то есть, контента здесь больше и он более уникален, чем на первом сайте. В трафике их сравнивать сложно, так как он будет зависеть ещё от используемых ключевых слов на страницах, но у Onlady потенциал раза в 2 больше, чем у Intimo на текущий момент.

Как мы видим, операторы Google и небольшая манипуляция позволяет получать полезные данные для анализа. Причем, эти данные можно использовать не только для поиска сильных и слабых разделов сайта, но и для других целей, особенно, если наблюдать динамику изменения данных. Конечно же, это больше подходит для больших сайтов с хорошей структуризацией разделов (например, есть большие порталы, такие как rabota.ua где нет четко выраженных кластеров и используются адреса http://rabota.ua/company2422778 вместо http://rabota.ua/companies/2422778, здесь анализ провести затруднительно).

Если сравнивать потенциал разделов с привлекаемым ими поисковым трафиком, можно оценивать, насколько мы можем без внешних затрат оптимизировать уже существующие документы и привлечь больше трафика, а также искать другие идеи, помогающие в составлении стратегии развития ресурса.

А как вы работаете со структурой своего сайта? Анализируете ли структуру сайтов конкурентов? Что могли бы добавить по методам анализа? Оставляйте свои комментарии.

  • 0 Нет
  • 17 Да
  • Мне понравилось!

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на RSS или E-mail рассылку. Для получения обновлений по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму (Доставка от FeedBurner):