О чем мы НЕ будем говорить

Мы не будем говорить о важности качественных ссылок для вашего проекта и весе ссылочного ранжирования в целом. Мы принимаем за основу тот факт, что для успешного продвижения сайта необходимо добиться того, чтобы на него ссылались (и желательно естественно и бесплатно) другие сайты.

Также мы не будем доказывать важность получения упоминаний с правительственных и образовательных сайтов. В сети достаточно материалов на эту тему.

О чем этот кейс

Этот кейс о том, как мы провели конкурс “Scholarship в Украине” и благодаря ему получили ссылки с сотни сайтов в доменных зонах .gov.ua и .edu.ua для нашего клиента и как это помогло увеличить трафик с поиска в 8 раз.

Кейс с edu и gov ссылками

Как появилась идея?

Читая в очередной раз о том, как наши зарубежные коллеги используют выдачу стипендий (грантов, материальной помощи) для получения ссылок с сайтов учебных учреждений, возникла мысль: «А почему бы не организовать в Украине конкурс по выдаче стипендий для студентов?»

Причем не фейкового конкурса с единственной целью получения ссылок, а настоящего всеукраинского конкурса для студентов с целью поддержать способную молодежь. На получение упоминаний/ссылок мы конечно же рассчитывали, но это был бы дополнительный бонус, который скомпенсировал бы часть затрат на подготовку и проведение конкурса.

Обсудив идею в коллективе и, впоследствии, с заказчиком, приняли решение – делаем.

Почему команда и клиент прониклись идеей?

С одной стороны, социальная ответственность бизнеса для нас не лозунг, а часть культуры компании. Компания в целом и сотрудники в частности поддерживают благотворительные проекты фонда “Помогаем”, заботятся о бездомных животных и т.д.

С другой стороны, предложенная идея понравилась клиенту, который давно искал сферу применения социальным инициативам. Поэтому, было принято решение использовать социальный маркетинг для продвижения сайта клиента.

Как внедряли?

После мозгового штурма, проработки целевой аудитории, постановки целей и анализа имеющихся ресурсов, был составлен план реализации.

  1. Составить условия конкурса.
  2. Создать на сайте заказчика страницу конкурса.
    Вот как выглядит итоговый вариант https://deltabank-online.com.ua/scholarship-ru/
  3. Создать сайт проекта (именно проекта Scholarship в Украине), группу в Фейсбуке.
  4. Поделится информацией на оф странице заказчика в Фейсбуке (что дало хороший результат по охвату аудитории:
    Охват поста про конкурс на Facebook
  5. Составить список ВУЗов (почты, сайты, аккаунты в Фейсбук), которым отправим информацию о конкурсе с просьбой распространить ее среди студентов и подготовить  тексты для рассылки
  6. Для распространения информации о конкурсе составить списки: онлайн СМИ, городских форумов, специализированные сайты про гранты для студентов, ОТГ (Объединенные территориальные громады), мэрии городов, райадминистраций и так далее.
  7. Разослать всем информацию
  8. Сформировать жюри для проверки работ.
  9. Получить работы, отдать их на проверку жюри, выбрать три лучшие.
  10. Договориться о месте проведения защиты, составить программу защиты и согласовать дату.
  11. Пригласить всех на защиту, встретить, угостить вкусняшками, пофоткать, выслушать студентов, выбрать лучшую работу и  наградить победителя
  12. Повесить себе «медаль» на грудь за прекрасную реализацию прекрасной идеи)

Хотя первоначальный план выглядел несколько иначе, итоговый план работ был именно таким. В дальнейшем, при реализации следующего проекта Scholarship, сами планируем работать по этому плану и рекомендуем использовать тем, кто решит провести самостоятельно аналогичный конкурс.

Что учтено в этом плане и чего не было изначально:

  • выбрать не одну лучшую работу, а три;
  • не ограничиваться онлайн-проверкой работ, а пригласить студентов для презентации работы и защиты. Лично. В оффлайне. Чтобы исключить награду непричастных, которым работу написал кто-то другой;
  • информирование студентов о проведении конкурса через группу в Фейсбуке.
  • провести пресс-конференцию и использовать ее для донесения информации до ВУЗов и СМИ;
  • для донесения информации делать рассылку не только большим учреждениям (вузы, мэрии, национальные СМИ), но и менее амбициозным, но более коммуникабельным источникам информации: объединенным территориальным общинам, сельсоветам, региональным СМИ и т.д.

О затратах на реализацию проекта

Для себя мы решили, что в ходе реализации проекта не будем никому, ничего платить помимо непосредственной оплаты обучения победителям. Жюри, коворкинг, где проводили награждение, новости в СМИ, пресс-конференция – все это действительно было бесплатно. Затраты с нашей стороны – только время.

К сожалению, 85% новостных сайтов отказались рассказывать о конкурсе бесплатно. Это существенно снизило охват нашей ЦА, поэтому мы сосредоточились на других каналах информирования.

Проведение

Мы собрали базу ВУЗов (получили около 200 учебных заведений), с их сайтов собрали почты и ссылки на соц сети. Отправили письма на почту и написали в ЛС в официальные группы/страницы на FB.

В целом, большинство работ по продвижению конкурса были реализованы посредством email-рассылки. Да, мы могли ногами сходить в ВУЗы нашего города. Но мы хотели сделать всеукраинский конкурс. И если мы специализируемся на продвижении в интернете, то и PR-кампанию конкурса решили вести именно онлайн.

Для автоматизации рассылки использовали:

  • Zoho Mail, куда перенесли рабочую почту проекта (мы не рекомендуем использовать MailChimp или другой рассыльщик, так как ваша почта, с высоким процентом вероятности, может попадать либо в СПАМ, либо в папку Промоакции в Gmail);
  • сервис верификаци почт, например https://proofy.io/, https://kickbox.com/, https://www.briteverify.com/ или любой другой
  • http://remail.io/, https://reply.io/, https://www.saleshandy.com/ или любой другой сервис для автоматизации отправки писем и построения цепочек (так называемый Follow Up) Это позволило достичь практически 100% доставляемости писем и высокого процента открытия.

Вот как выглядел результат одной из рассылок:

Результат рассылки

После отправки писем ВУЗам сосредоточились на распространении информации о конкурсе для студентов. Получив первые вопросы с сайта о условиях конкурса, мы предположили, что нашей целевой аудиторией в данном случае являются не только студенты, но и их родители (которые, в большинстве случаев, и платят за учебу). По этому и расширили список инструментов, через которые стали распространять информацию о конкурсе. Что сделали:

  1. Через личные аккаунты соцсетей попросили всех знакомых поделиться информацией о конкурсе + поделились в своих аккаунтах. К слову, дало хороший результат:
    Пост в социальных сетях
  2. Кроме писем в вузы написали в личку админам тематических групп и в сами группы в ФБ.
  3. Собрали почты и отправили письма сначала в ОТГ, потом в мэрии, райгосадминистрации, сельсоветы и так далее. Постучались ко всем, информацию о ком смогли собрать) Всего отправили более 1200 писем в гос учреждения
  4. Провели пресс-конференцию и после нее сделали рассылку в интернет-СМИ.
    Пресс-конференция
  5. Собрали списки форумов и разместили информацию (да, там мало студентов, зато есть их родители). На крупные форумы предварительно просили разрешения у модераторов, а менее известные – сразу создавали темы. За такую фривольность пришлось заплатить – на 5-ти форумах нас забанили, а созданные темы удалили( В след раз будем умнее.
  6. Подключили партнеров и членов жюри для распространения информации о конкурсе.
  7. Разместили инфу на сайтах, которые аккумулируют информацию о грантах, обучении за рубежом, специализированных сайтах для студентов.

Какого охвата аудитории мы достигли?

Информацией о конкурсе поделились более 30-ти ВУЗов (кто-то на сайте, кто-то в ФБ), за что администрации огромное спасибо.

22 интернет-СМИ рассказали о возможности для студентов получить оплату годового обучения.

7 сайтов о грантах поделились информацией о возможности получения стипендии для студентов для оплаты годового обучения.

Более 150 громад, мэрий и сельсоветов рассказали о конкурсе на страницах своих сайтов и в сети Фейсбук.

А в людях?

Если говорить о просмотрах, то мы можем оценить только свои ресурсы. Так, охват поста на официальной странице в Фейсбук составил более 1500 человек.

Информацию на сайте посмотрело более 5000 человек (за время проведения конкурса)

Что дальше?

После того, как все были оповещены, мы стали ждать работ от студентов. И если честно, мы ждали большего отклика. По нашему мнению, определенную роль сыграло недоверие к новому формату и стереотипы вроде “все куплено”.

Присланные работы передавались жюри без указания ФИО, просто под номерами, чтобы исключить субъективную оценку. Каждая работа оценивалась по 8-ми критериям и получила итоговый балл.

Авторы трех лучших работ были приглашены в Днепр, где прошла защита и награждение. Собственно, ниже небольшой фотоотчет о том, как все было:)

Кофе брейк для жюри и участников конкурса Обсуждение жюри презинтаций студентов в сфера Микрокредитования Участники и жюри конкурса в сфере Микрокредитования

Сколько это все стоило?

В компании CyberShark мы очень ценим честность: как в личных взаимоотношениях, так и в отношениях с клиентами. Поэтому я не могу сказать, что все упоминания были получены бесплатно.

Да, формально это бесплатные ссылки – мы не заплатили за них ни копейки. Но были другие затраты: продумать идею и составить план работ, сделать лендинг, написать тексты, оповестить студентов, проверить работы, провести защиту и наградить победителей. А еще время. И не учитывать эти  временные и финансовые затраты было бы обманом.

Так что “Да” мы не платили за эти ссылки. Но “нет”, это не бесплатно.

Фактические затраты составили:

  • Рабочее время 2,5 сотрудников на протяжении 2,5 месяцев
  • Затраты на дизайн, верстку, контент для страницы на сайте клиента
  • Оплата сервисов для сбора почт, их проверки и рассылки. У нас получилось 100$ (50$/месяц*2 месяца)
  • Оплата обучения + поощрительные призы: 650$ (500$ на оплату обучения + 150$ на поощрительные призы)
  • Фуршет и сладкий стол в день защиты: 100$

У себя в компании мы посчитали это все в деньги. При этом, каждый из читателей может оценить затраты исходя из расценок в своем городе. Затраты на фонд оплаты труда - не указаны.

Полученные результаты

Если говорить об успешности или неуспешности проекта, нужно понять, что является критерием успешности? Для себя мы определили три таких критерия.

Первый критерий: социальный эффект

В Украине, конечно, выдают гранты на обучение. Только эти гранты выдают или представители крупного бизнеса, или международные компании, или правительственные и неправительственные организации других стран. Малый бизнес такой инициативы не проявляет.

Нам приятно, что в этом мы были первыми. А слезы радости на глазах студентов победителей  подтвердили, что то, что мы сделали, того стоило.

Второй критерий: рост упоминаний и ссылок на сайт

Если считать в целом, по сайту клиента мы получили больше чем 200 новых ссылающихся доменов. Но кого этим удивишь? На Миралинкс или ГГЛ можно сделать такой прирост за месяц, особенно если не сильно заморачиваться с качеством доноров.

В нашем случае интересно то, что благодаря социальному формату конкурса про нас рассказали (а мы получили ссылки) на сайтах, на которых мы вряд ли смогли бы купить эти самые упоминания: правительственных (GOV.UA) и образовательных (EDU.UA) сайтов. Скрин ниже:

Обратные ссылки на сайт gov-ссылки

 

Третий критерий: а что с трафиком?

Ссылки это конечно хорошо, скажет кто-то. Но это ведь только инструмент ранжирования. Где трафик, Зин?

Тут стоит отметить, что конкурс завершился только 8 июня и рост ссылочного еще не сработал в полной мере. Т.е. мы ожидаем, что трафик будет расти и дальше благодаря полученным качественным ссылкам.

Но уже сейчас видно, что трафик вырос почти в 8 раз: с 500 до 4000 человек в сутки. И это только из поиска:

Рост поискового трафика

 

Итого: мы считаем проект Scholarship версия 1.0 успешным по всем критериям. Можно ли было сделать лучше? Однозначно можно. И именно так мы планируем сделать в следующий раз.

А что дальше?

Трафик на сайт растет, студенты сдают сессию и радуются призам и оплате обучения, а мы готовимся осенью провести следующий этап Scholarship в Украине и приглашаем компании, которые разделяют наши принципы социальной ответственности бизнеса присоединиться к нам в этой инициативе и сделать мир чуть лучше. А ссылки и рост трафика будут приятным бонусом:)

P.S. Если в ходе прочтения кейса возникли вопросы – задавайте в комментариях, с радостью отвечу.