Тег TITLE — не единственный источник данных для формирования заголовка сайта в Google или Яндексе. На данный момент это лишь рекомендация, а окончательная версия заголовка в поиске будет сформирована автоматически, в зависимости от запроса пользователя и информативности текущего тайтла. Почему поисковики меняют заголовки и откуда берут информацию?

Причины изменения заголовка поисковиками

Основные причины применения изменений для заголовков поисковиками:

Как оптимизировать заголовки

12 советов по созданию seo-оптимизированных заголовков

— Отсутствие тайтла или слишком короткий
— Слишком длинный тайтл с большим числом разных слов
— Тайтл повторяется с другими сайтами
— Тайтл повторяется на всех страницах текущего сайта
— Начинается с незначительных фраз

Как раз те случаи, когда заголовкам не уделили внимание.

Принципы форматирования

Поисковики изменяют заголовки двумя способами: либо немного форматируют то, что находится в теге TITLE, либо полностью заменяют на новые, ориентируясь на разные источники информации. Ниже приведены примеры для Google, но в Яндексе используются, в основном, похожие принципы.

Как Google форматирует тег TITLE?

1. Через дефис подставляет название компании

Добавление названия компания в заголовок

Запрос: полимерные печати
Тег TITLE: Полимерные печати
Сниппет: Полимерные печати – Астрея НСК

В данном случае Google добавил через дефис название компании. Откуда он его берет? Основные источники сигнала здесь: главная страница, страница “о нас” и тексты сквозных ссылок на главную. Не надо на главную ссылаться неописательными фразами, иначе поисковик может неверно ассоциировать это с названием компании, что приводит часто к плохим последствиям.

Пример плохого описания внутренних ссылок

Название компании подставляется лишь тогда, когда оно известно и суммарная ширина заголовка не должна превышать 512 пикселей. В отдельных случаях заголовки обрезаются, ставится троеточие и после него идет уже через дефис название сайта.

Запрос: купить смартфон
Тег TITLE: Смартфоны. Большой выбор смартфонов в сети магазинов НОТИК – лучшие цены, отзывы, обзоры.
Сниппет: Смартфоны. Большой выбор смартфонов в сети … – Нотик

Обрезание заголовка для вмещения в 512 пикселей

2. Подставляет название города

В некоторых случаях Google подставляет в заголовок название города, по которому работает компания.

Запрос: сделать печать срочно
Тег TITLE: Печати и штампы
Сниппет: Печати и штампы – Москва – Копирка

Добавление в тайтл название города

Город чаще всего подставляется в том случае, когда в выдаче конкурируют сайты разных регионов, таким образом пользователю легче найти и выбрать нужную компанию.

3. Переформатирует сочетание фраз

Часто поисковик меняет заголовок таким образом, что переставляет пару блоков тайтла местами, выделяя на первом месте тот блок, который содержит ключевое слово.

Запрос: печати и штампы
Тег TITLE: Печати и штампы в Челябинске | Изготовление печатей и штампов
Сниппет: Изготовление печатей и штампов: Печати и штампы в …

Перестановка блоков текста местами для улучшения заголовка

Здесь он посчитал, что слово “изготовление” более важно, чем “в челябинске”, поэтому поменял блоки местами.

Запрос: заказать изготовление печати
Тег TITLE: Изготовление печатей и штампов – Печатиум
Сниппет: Печатиум: Изготовление печатей и штампов

Название компании в начале заголовка

Здесь логика не совсем неясна, обычно название компании Google ставит в конец. Возможно, гуглу не понравился разделитель и он решил переформатировать тайтл. Чаще всего такой формат наблюдается для главных страниц.

Запрос: изготовление штампов в москве
Тег TITLE: Срочное изготовление печатей | Изготовление штампов в Москве.
Сниппет: Изготовление штампов в Москве.: Срочное изготовление …

Еще один пример форматирования

Здесь просто изменены блоки, даже не удалена точка перед двоеточием, то есть алгоритм очень линейный. На первое место кидается фраза, больше соответствующая запросу.

Источники информации для формирования заголовка

Откуда поисковики берут информацию для тайтла помимо самого тега? Источников данных достаточно много.

1. Заголовки H1-H6

Часто заголовок H1 более ёмкий и описательный, чем TITLE, поэтому, для поисковика это один из основных источников данных. В случае, когда ключевые слова встречаются в H2, H3 и пр., то заголовок может подтягиваться и с них.

Запрос: печати и штампы
Тег TITLE: Печати и штампы, срочное изготовление печатей, штампы срочно, гербовые печати, защита печатей и штампов, заказать печать в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Казани, Спб
Сниппет: Печати и штампы – Лазерный центр

H1 в поиске Google

Здесь заголовок оказался слишком длинным и спамным, поэтому, информация подтянулась из короткого и соответствующего запросу H1.

Запрос: печать врача
Тег TITLE: Печать врача, купить печать, сделать печать врача, изготовление печати, где сделать печать врача
Сниппет: Печати для врачей

Еще один пример использования H1 для формирования заголовка в Гугле

Заголовок здесь явно спамный, плюс повторяется с мета-описанием. Информация берется из тега H1.

Ещё один интересный пример:

Запрос: печати с доставкой
Тайтл: Изготовление печатей и штампов г. Москва. Срочно заказать личную печать, дешево сделать печати организации по оттиску, факсимиле, купить оборудование для печатей.
H1: Заказать штамп, личную печать, дешево сделать печати организации, сделать срочно печать по оттиску, факсимиле, а также оборудование для печатей. Новые печати.
Сниппет: Печати и штампы – Москва

Заголовок тайтл длинный и спамный, H1 аналогично заспамленный, поэтому поисковик берет информацию из другого тега заголовка, который даже находится не в <Hn>, а в <strong>.

Заголовок на основе тега STRONG

2. Каталог Dmoz или Яндекс.Каталог

Каталоги поисковых систем также являются источниками информации для заголовков. Здесь поработали модераторы, поэтому эти тексты имеют приоритет. Однако, в Google заголовки из каталога можно увидеть очень редко, по сравнению с Яндексом. Кстати, поисковики работают не только со своими каталогами… так, например, Яндекс может тянуть заголовки из Дмоза.

Если вы обнаружили, что заголовок подтягивается из каталога, но он совсем не подходит и снижает конверсию в клики, то его можно отключить с помощью специальных мета-тегов.

<meta name=“robots” content=“noyaca”/> — не использовать описание из Яндекс.Каталога.
<meta name=“robots” content=“noodp”/> — не использовать описание из каталога DMOZ.

3. Окончание хлебных крошек

Этот участок также часто используется поисковиками, если все другие совсем не подходят.

Запрос: изготовление экслибрисов
Тег TITLE: Экслибрис на заказ в Москве – образцы рисунков | «3topa.ru»
H1: Изготовление экслибрисов на заказ
Сниппет: Экслибрисы – Изготовление печатей и штампов в Москве …

Хлебные крошки как источник данных для формирования тайтла в сниппете

Запрос: полимерные печати
Тег TITLE: Изготовление полимерных клише для печатей любой сложности
H1: Изготовление полимерных клише для печатей на заказ
Сниппет: Полимерные печати – Печати и Штампы

Ещё один пример включения хлебных крошек в заголовок

4. Тексты обратных ссылок

В некоторых случаях тексты ссылок тоже играют роль. Как внешних, так и внутренних.

Запрос: медицинская печать
Тег TITLE: Изготовление треугольных печатей для врачей и медицинских работников
H1: Изготовление печатей для врачей
Сниппет: Врачам – Печати и Штампы

Текст внутренних ссылок также используется для заголовков

На этой странице фраза “Врачам” используется лишь в навигационном меню, ссылка ведет на целевую страницу. Текст для заголовка подтягивается отсюда, несмотря на то, что сам запрос не содержит ничего, связанного с напрямую с врачами.

Запрос: оснастки для печати grm
Тег TITLE: GRM.RU Полный ассортимент штемпельной продукции GRM: автоматическая оснастка для печатей и штампов по цене производителя
H1 отсутствует
H5 (первый заголовок в тексте): Автоматическая оснастка GRM, серия HUMMER

Тексты внешних ссылок - еще один источник данных для построения тайтлов

Здесь фраза “остастка для штампа” не используется нигде на сайте, только в обратных ссылках на страницу.

5. Другие участки текста

В редких случаях перечисленных выше источников не хватает поиску, чтобы сформировать заголовок, поэтому он берет сигналы и из, казалось бы, не сильно важных участков текста. Например, из ALT для изображения на странице, или из строки копирайта, мета-тегов Open Graph и других.

Если вы заметили, что заголовок сменился, то не надо сразу паниковать. Часто Google или Яндекс это делают, чтобы лучше и ёмче описать страницу для пользователся и повысить вероятность клика. Но в некоторых случаях это все-таки сигнал, что над заголовками стоит поработать.

Читайте также

— Справка Google по заголовкам и расширенным описаниям страниц:
https://support.google.com/webmasters/answer/35624?hl=ru

— Справка Яндекса по сниппетам документов:
https://yandex.ru/support/webmaster/search-results/site-description.xml