3,389 просмотров

Если рассмотреть причины, по которым сайты резко начинают терять трафик, то их можно разделить на 3 основные группы: алгоритмические, внутренние и внешние. К первым относится изменение алгоритмов поисковых систем, на которые мы не можем повлиять. На все остальные причины мы осознанно или неосознанно влияем. И если с осознанным влиянием все более-менее понятно, тут все зависит от степени осведомленности и здравомыслия оптимизатора, то серьезной проблемой является незнание, что там происходит с сайтом.

Один из примеров: мой заброшенный сайт взломали и разместили вредоносный код, позже подтвердили права на домен в панелях для вебмастеров и загнали в индекс кучу спамных страниц. Узнал я об этом только из уведомления панели, когда Google прислал сообщение “вы предоставили доступ к сайту…”. Понятное дело, что трафик из поиска на сайт пропал из-за снижения доверия. Если бы я мог быстро отследить изменения в коде страниц, то среагировал бы оперативней. В моем случае сайт был заброшен, но у многих живых сайтов происходят аналогичные ситуации со взломом и бизнес может терпеть большой ущерб.

Есть много других примеров, когда над сайтом работает команда и один человек из команды не всегда знает, что делает второй. И еще интересней, когда все изменения в коде затираются после обновления CMS. Так было с моими знакомыми, которые больше года не могли выпустить новую версию сайта, так как закрытые таски переоткрывались после очередных обновлений и правок (делали одно, другое ломалось и наоборот). И здесь хорошо, когда в тестовом режиме можно все это узнать, но что делать, когда вы уже выкатили проект в паблик и через неделю автоматом в целях безопасности обновили CMS или какой-то плагин?

Мониторинг изменений на сайте

Ответ очевиден — необходимо мониторить изменения на сайте. Особенно это актуально для больших проектов, и особенно там, где над проектами работает несколько человек. Хотя, я рекомендую всем это делать. Хотя бы изредка, чтобы застраховать себя от разных несчастных случаев. С помощью мониторинга вы сможете вовремя отреагировать на ненужные (или слетевшие) изменения на сайте, плюс сможете лучше понимать причины резких изменений позиций сайта или его отдельных страниц.

Что именно мониторить?

В идеале нужно мониторить всё :) но возникает много нюансов для сайтов с динамическим контентом, поэтому лучше сконцентрировать внимание на важных участках:

  • Тег TITLE и H1
  • Мета-тег description
  • Выделенные участки контента
  • HTTP код статуса
  • Файл robots.txt

Полезно будет также отслеживать мета-тег robots и канонические ссылки (rel canonical).

Можно ли это автоматизировать и как?

Постоянно отслеживать изменения вручную это неблагодарное занятие. Мониторинг необходимо автоматизировать, и смотреть в отчеты лишь тогда, когда один из отслеживаемых параметров изменяется.

Для автоматизации этого процесса имеется несколько инструментов. Один из них свежий, от компании Mail.ru — SeoSan. Плюсы в том, что сервис бесплатный, помимо мета-тегов отслеживает изменения файла robots.txt. Минусы в ограничениях на количество страниц (максимум можно добавить 50 страниц), и вы не можете мониторить сайты, владение которыми не подтвердите. А хотелось бы отслеживать изменения и конкурентов в том числе.

Рекомендуемый инструмент — Радар от Топвизора. Плюсы: неограниченное количество страниц для мониторинга, импорт из карты сайта, настройка частоты проверок, отслеживание изменений выделенных участков контента, можно мониторить конкурентов.

Настройка Радара

Радар это встроенный инструмент в Топвизоре. Его можно подключить как для существующих проектов, так и создать отдельный проект, чисто для мониторинга внутренних изменений (я предпочитаю второй вариант).

Как именно настроить Радар? Вот небольшая инструкция.

Первичные настройки системы мониторинга сайта

1. Добавляете проект, выбираете его в списке.

2. Заходите в инструмент (значок глаза в левом меню).

3. Переходите в “Настройки”, чтобы добавить страницы и настроить частоту проверок.

4. В табличке сверху будут отображаться добавленные вами адреса, именно они будут отслеживаться. Добавляйте сюда наиболее приоритетные страницы, которые вы продвигаете, в том числе обязательно добавьте технический файл robots.txt.

5. Если ваш сайт на https, проверьте, что вы вводите именно https-адреса, так как по-умолчанию Топвизор ставит http-префикс.

Импорт адресов для отслеживания из карты

6. Можно добавить страницы прямо из карты сайта (кликните на выпадающий список, где по-умолчанию написано “Добавить url”). Необходимо предварительно загрузить карту. Импорт можно сделать не всех страниц, а только нужных разделов.

Например, если нужно добавить все страницы раздела /webinars/, то пишем /webinars/* (звездочка в конце).

Настройка проверок и уведомлений

7. Обязательно укажите, чтобы уведомления приходили на email, иначе смысл всего мониторинга теряется :)

8. Частоту проверок лучше ставить “Каждый день”, вы только выкатили сайт и разработчики правят баги вживую. В противном случае раз в неделю тоже нормально, чтобы сэкономить на проверках. Все-таки за каждую проверку будут сниматься какие-то деньги.

9. Укажите email-адреса всех, кто задействован в мониторинге.

10. Обязательно на сайте укажите, какие участки кода отлеживать (например, статические элементы текста), иначе в отчет по контенту будет попадать много лишнего. Хотя, при взломе (если на сайт добавлен вредоносный код), при наличии этих тегов вы не узнаете о коде. Но проблема решается созданием двух проектов, в одном из которых отслеживается все по регулярному выражению “.*”, а в другом только нужные участки текста.

На этом всё. После запуска проверки в отчетах вы будете видеть подсвеченные изменения. Например, в таком виде:

Отслеживание изменений файла robots.txt

или в таком

Пример уведомления изменения мета-тега description

Более подробная информация по настройке отслеживания:
https://topvisor.ru/support/audit/watcher/

А вы мониторите изменения на сайте? Поделитесь своим положительным или отрицательным опытом в комментариях.

  • 0 Нет
  • 12 Да
  • Мне понравилось!

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на RSS или E-mail рассылку. Для получения обновлений по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму (Доставка от FeedBurner):